328 001
фотографий
2 612
записей в дневниках
сфотографировано 509 видов из 532 (95%)
найдено 32 новых вида для Казахстана

поиск

классификация:

Гагарообразные
  • Гагаровые
  • Поганкообразные
  • Поганковые
  • Веслоногие
  • Пеликановые
  • Баклановые
  • Аистообразные
  • Цаплевые
  • Ибисовые
  • Аистовые
  • Фламингообразные
  • Фламинговые
  • Гусеобразные
  • Утиные
  • Соколообразные
  • Скопиные
  • Ястребиные
  • Соколиные
  • Курообразные
  • Тетеревиные
  • Фазановые
  • Журавлеобразные
  • Журавлиные
  • Пастушковые
  • Дрофиные
  • Ржанкообразные
  • Авдотковые
  • Ржанковые
  • Шилоклювковые
  • Кулики-сороки
  • Бекасовые
  • Тиркушковые
  • Поморниковые
  • Чайковые
  • Рябкообразные
  • Рябковые
  • Голубеобразные
  • Голубиные
  • Кукушкообразные
  • Кукушковые
  • Совообразные
  • Совиные
  • Козодоеобразные
  • Козодоевые
  • Стрижеобразные
  • Стрижиные
  • Ракшеобразные
  • Сизоворонковые
  • Зимородковые
  • Щурковые
  • Удодообразные
  • Удодовые
  • Дятлообразные
  • Дятловые
  • Воробьинообразные
  • Ласточковые
  • Жаворонковые
  • Трясогузковые
  • Сорокопутовые
  • Иволговые
  • Дронговые
  • Скворцовые
  • Врановые
  • Свиристелевые
  • Оляпковые
  • Крапивниковые
  • Завирушковые
  • Славковые
  • Корольковые
  • Мухоловковые
  • Дроздовые
  • Суторовые
  • Длиннохвостые Синицы
  • Ремезовые
  • Синицевые
  • Поползневые
  • Пищуховые
  • Ткачиковые
  • Вьюрковые
  • Овсянковые
  • Актерек


    2014-06-14| Василий Федоренко

    На этих выходных у нас с Геннадием маршрут совпал, и, так как народу собралось не много, поехали на одной машине – Геннадий Дякин с супругой Еленой, Андрей Коваленко и я. Поехали в Актерек, в очередной раз искать райских мухоловок.

    Первым делом решили посмотреть гнездо, которое нашли Олег с Викторией пару дней назад. Но, традиции надо соблюдать – гнездо брошено. Птицы периодически мелькали среди деревьев в этом же районе, но нового гнезда найти не удалось. Также безуспешным оказался и поиск певчей славки по соседним склонам, и мы поехали наверх к дому с огородом. Пройдя по правому берегу до самого верха, нашли одно свежее гнездышко. Гнездо почти достроено, и ещё пустое. Пока я караулил птицу у гнезда, Андрей поблизости успешно подманивал ремезов на короткий выстрел. Мухоловка к гнезду так и не прилетела, и мы поехали дальше, вверх по ущелью. Поднялись чуть выше очередной фермы, осмотрелись тут и там, и, не обнаружив ничего интересного, вернулись вниз. На той же поляне, откуда мы начали, остановились пообедать. Пока обедали, мухоловка два раза подлетала и садилась прямо напротив нас. Конечно, только на мгновения. Пообедав, разбрелись кто куда искать птиц, и долго потом не могли собраться вместе. Я, уже оборвавшись в воду, сходил прям по реке вверх по течению. Надо сказать, что подходящих мест, как и старых гнезд, выше третьего переезда замечено не было, а значит в целом по ущелью мухоловок совсем не много. Но Геннадий где-то там не далеко же всё же нашёл свежее пустое гнездо мухоловки, видимо, как раз этой пары.

    Нагулявшись, спустились в нижнюю рощу, где живёт серая мухоловка. Здесь уже было полно народу. Походив чуть ниже, видели тех же серых мухоловок, одну самкозяблику, да щеглов.

    Далее поехали в поселок искать шахов. Весь посёлок перекопали, поэтому проехать через него своего рода логическая задачка. Я предложил подняться в соседнее ущелье по реке Актерек. По снимку со спутника оно выглядело вполне подходящим для райской мухоловки. Андрей и Геннадий сказали, что уже были там и ничего интересного не нашли, кроме плохой дороги. Но, подъехав ближе к горам, выяснилось, что это было в другом соседнем ущелье, а сюда пока никто не заглядывал. Дорога оказалась вполне сносной и мы довольно скоро поднялись. По руслу реки нет каких-то широких рощиц, но в целом очень много старых и высоких деревьев. Одно «но», на том и на этом берегу жилые фермы и масса скота, который пасётся прям по руслу. Мы поднялись выше ферм до упора, пока дорога не кончилась. Здесь тоже было много высоких деревьев, но не было просторных лесов. Я где мог прошёл по руслу реки и уже было подумал, что мухоловок тут не будет. Но когда вышел на берег, увидел Андрея, караулившего как раз их. Самка и самец периодически мелькали на большом тополе. Я вновь залез в реку и обошёл этот тополь. Довольно быстро обнаружилось гнездо, висевшее на нижних ветвях тополя. Вот только подобраться к нему оказалось крайне сложно – тополь окружён плотным кольцом шиповника. Но с воды всё же удалось пробиться. В гнезде 4 яйца. Думал, изнутри получится выбраться напролом, но как бы ни так – пришлось и обратно возвращаться по воде. В общем, гнездо это совершенно не съемочное, хотя, как потом оказалось, его даже с дороги видно. Видно было и как мухоловка подлетела и села на наго, пока не заметила нас.

    На том и закончилась наша охота на райскую мухоловку. На выезде ещё поснимали шахов и черноголовых трясогузок и поехали домой.


    # название птицы количество

    1Огарь (Tadorna ferruginea)

    2Обыкновенная кряква (Anas platyrhynchos)

    3Черный коршун (Milvus migrans)

    4Курганник (Buteo rufinus)

    5Беркут (Aquila chrysaetos)

    6Бородач (Gypaetus barbatus)

    7Черный гриф (Aegypius monachus)

    8Кумай (Gyps himalayensis)

    9Обыкновенный чеглок (Falco subbuteo)

    10Обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus)

    11Кеклик (Alectoris chukar)

    12Вяхирь (Columba palumbus)

    13Сизый голубь (Columba livia)

    14Кольчатая горлица (Streptopelia decaocto)

    15Обыкновенная горлица (Streptopelia turtur)

    16Большая горлица (Streptopelia orientalis)

    17Малая горлица (Streptopelia senegalensis)

    18Обыкновенная кукушка (Cuculus canorus)

    19Сизоворонка обыкновенная (Coracias garrulus)

    20Золотистая щурка (Merops apiaster)

    21Удод (Upupa epops)

    22Деревенская ласточка (Hirundo rustica)

    23Рыжепоясничная ласточка (Hirundo daurica)

    24Хохлатый жаворонок (Galerida cristata)

    25Степной жаворонок (Melanocorypha calandra)

    26Маскированная трясогузка (Motacilla personata)

    27Туркестанский жулан (Lanius phoenicuroides)

    28Длиннохвостый сорокопут (Lanius schach)

    29Чернолобый сорокопут (Lanius minor)

    30Обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris)

    31Розовый скворец (Sturnus roseus)

    32Обыкновенная майна (Acridotheres tristis)

    33Сорока (Pica pica)

    34Галка (Corvus monedula)

    35Грач (Corvus frugilegus)

    36Горная славка (Sylvia althaea)

    37Пеночка-трещотка (Phylloscopus sibilatrix)1р. Вост. Ргайты

    38Райская мухоловка (Terpsiphone paradisi)

    39Серая мухоловка (Muscicapa striata)

    40Каменка-плешанка (Oenanthe pleschanka)

    41Каменка-плясунья (Oenanthe isabellina)

    42Южный соловей (Luscinia megarhynchos)

    43Деряба (Turdus viscivorus)

    44Черноголовый ремез (Remiz coronatus)

    45Лазоревка (Parus caeruleus)

    46Большая синица (Parus major)

    47Полевой воробей (Passer montanus)

    48Зяблик (Fringilla coelebs)

    49Седоголовый щегол (Carduelis caniceps)

    50Овсянка Стюарта (Emberiza stewarti)

    комментарии:
    2014-06-15. санжар абдихалык:

    В Малайзии в некоторых национальных парках уже запрещают рекреационный фото-бердвотчинг, так как именно они становятся основной угрозой для популяций фотогеничных, но скромных птиц


    2014-06-15. санжар абдихалык:

    Мне очень дискомфортно, что в традициях бердз.кз теперь оставлять вереницы брошенных гнезд. Конечно - это все просто совпадения, но менее дискомфортно мне от этого не становится.


    2014-06-15. Олег Белялов:

    Разделяю твою печаль, Санжар. Но пока мы сидели в скрадке, птицы прилетали и строили гнездо. Правда машину поставили на "площадке отдыха", которую отдыхающие превратили в помойку, а чтобы пристроить скрадок надо было разгрести бутылки. Я не собираюсь оправдываться. Возможно причиной того, что гнездо оказалось брошенным и была фотосъёмка. Уверен пока не орнитологи и бёрдвочеры являются основной бедой для нашей природы, а уроды приезжающие на отдых и оставляющие горы мусора, стреляющие во всё что шевелится. Мало того, что не успеешь выставить картинку с новой информацией, как её вор голландский уже к себе на сайт дублирует, а тут ещё и свои озаботились "чистотой" наблюдений. А пример Малайзии вообще не корректен/ Не знаю с кем нашу страну можно сравнивать по такому чудовищному и бездумному уничтожению природы. Точно не в нас проблема


    2014-06-15. санжар абдихалык:

    Олег.
    Я согласен, что проблем с природой и образованностью у нас хватает. Как и у Малайзии. Но и здесь и там есть прогрессивные люди и я сам видел орды "бердвочеров" ради снимка чуть ли не залазающие в гнездо и могу понять администрации этих нацпарков, где к их головным болям спасения парков от компаниям, сводящих лес на маргарин добавляются еще вот такие любители природы.

    Я не считаю, что раз есть другие проблемы с природой, то мы не должны и придерживаться какой-либо этики сами. Я не скрывал с самого первого появления яичных фоток на birds.kz, что я против этого, так как высок риск потери кладки да и никакой особой научной ценности это не несет. Об этом я писал Аскаре еще лет пять назад.

    Я не хочу, чтобы мы уподоблялись голландцу с его сомнительной этикой. Вы привели множество других проблем, которые тоже требуют решения, но от этого наша - не стала меньше.


    2014-06-15. Исабеков Аскар:

    В комментариях много недосказанностей. Что, очевидно, есть следствие взаимного уважения оппонентов. Однако, в общем-то все всем понятно.

    "Возможно причиной того, что гнездо оказалось брошенным и была фотосъёмка."

    Какие выводы дальше? Без ссылок на голландцев, и без сравнения ущерба от кого-то еще.


    2014-06-15. Федоренко Василий:

    Санжар, ну ты не перегибай. Особой научной ценности не несёт и бёдвочинг в целом. И совершенно очевидно, что даже простое наблюдение за птицами в глазах самих птиц несёт вред, от легкого беспокойства, до уничтожения. А в замен только удовлетворение нашего любопытства.

    Ты просто высказал своё мнение. Не ты первый. Помял цветущий картофель в моём огороде. Когда гнездо найдено, нет разницы будет сделана фотография кладки или наблюдатель просто постоит рядом и посмотрит на птицу. Некоторых птиц, если не рассчитывать на дикое везение, можно увидеть и снять только у гнезда, будь то райская мухоловка, саксаульная сойка, каспийский зуек, стрепет, чёрный аист или кто-то ещё. И чем реже птица, тем меньше шансов увидеть её не у гнезда. Понимаешь на что я намякиваю?

    Тебе интересно смотреть на птиц - ты смотришь на них там, где они есть; интересно снимать - ты снимаешь, там, где можно снять хорошо; интересны не только птицы, но и их кладки - проходится приближаться к гнездам; интересно разглядеть птицу детально - ловишь их сеткой, и т.д.

    Теперь по поводу "вереницы брошенных гнезд". Меня удивляет, что приходится каждый раз оправдываться и объяснять, что и как, когда судьба гнезда складывается неудачно. Такая жизнь у птиц! Или ты думаешь, если ты не видишь гнезд, они 100%-но успешны, а все слетки живут долго и счастливо? Довольно, наивно. Перепелятник, живущий поблизости, уверен, что это неправильно. Я не спорю, что и мы можешь спровоцировать гибель гнезда. Ну а как? Только отказавшись от этого занятия полностью. Ведь, и простое выставление фотографий на сайте может быть полезно ловцам, браконьерам, коллекционерам.


    2014-06-15. санжар абдихалык:

    Вася. Я помню аргументы, что фотографии гнезд делаются из научных целей и ради этого они и делаются. Это не аргумент для меня.

    Браконьеры тоже часто стараются переводить споры в другую плоскость а-ля - этого сайгака если бы застрелил не я, то съел бы белый медведь. Ты видишь куда я клоню ...

    В данном случае речь идет о рациональном уменьшении потенциального вреда. Когда ты стоишь в 50 метрах от птицы и наблюдаешь ее в бинокль, риски меньше, чем когда ты залазиешь в него на глазах у черных ворон и коршунов.

    Каждый принимает сам для себя решение, где проходит граница разумного риска. Для разных видов в разных ситуациях эти границы проходят по разному. Я надеюсь, что эти решения будут приниматься с учетом рисков для птицы и ее кладки.

    На сайте уже сложился консенсус того, что для угрожаемых видов точки ставятся примерно, чтобы уменьшить риски для птиц.

    К сожалению нет такого консенсуся для яичных фотографий


    2014-06-15. Олег Белялов:

    Да, конечно печально когда мы становимся причиной вреда, причиняемого птицам. С мухоловкой - это самый малый ущерб, она уже строит новое гнездо, снесёт кладку и выведет птенцов. И видимо никто эту пару из бёрдвочеров больше не побеспокоит. Непонятно зачем бёрдвочеры по нашим следам поехали тревожить саксаульную сойку, и через десять дней, когда птенцы уже должны были покинуть гнездо. Или чтобы уличить в нанесении очередного ущерба и увеличении вереницы брошенных гнезд? Или тоже хотелось увидеть редкую птицу? Почему все упорно шли смотреть единственного лесного сыча, тоже мог бросить. И таких вопросов очень много в связи с идеей о рациональном уменьшении потенциального вреда. Самим своим существованием человечество потенциально опасно для природы. Едешь за рулём - убиваешь взлетающих с обочины птиц, читаешь книгу - а это вырубленные леса, где теперь не живут птицы и т.д. и т.п. Но вероятно эта дискуссия должна была произойти. Надеюсь она будет полезна всем. Я сильно задумался...


    2014-06-15. санжар абдихалык:

    Выходя на конструктив из этой дискуссии - я был восхищен действиями Васи по созданию гнезд для мохноногого сыча.

    Сегодня вместе с Аскаром мы примеряли места в Кимасаре, где можно установить подобные же.

    Это был блестящий пример когда свое устремление наблюдать чужие яйца было направлено в положительное русло и не только его удовлетворило, но и вдохновило даже таких не яичных бердеров как я на имитацию данной практики

    чур на меня не обижаться - я твитчер, вы яичники. Такова суровая правда жизни.

    И я понимаю эти желания. Также как наше зонтичное желание наблюдать птиц не объяснить и не понять непосвяшенным так и в рамках этой субкультуры формируются другие, которые иногда не пересекаются :-)

    Редуцирование к абсурду - часто используемая в данной дискуссии метода не считается валидным аргументом в формальной логике да и не поможет сильно. Но совместное вырабатывание какого-то "кодекса этики" что-ли или допустимых правил могло бы только дать импульс складывающемуся коммьюнити бердеров кз и возможно и прилегающих территорий. Пример с точками жэпээс мне кажется показателен



    2014-06-15. санжар абдихалык:

    И я очень надеюсь, что именно старшие товарищи смогут помочь в создании чего-то подобного


    2014-06-15. Федоренко Василий:

    В том то и дело, что это «не аргумент для тебя», потому что тебе это просто не интересно. Буду говорить за себя. Если говорить именно про фотографии самих гнезд, есть наукоинтересные гнезда, как например гнездо сыча (ты, вероятно, про него), есть любые другие гнезда, которые просто попадаются под руку. И в тех и в других кладка для меня красива не менее самой птицы.

    Я не пытаюсь перевести спор в другую плоскость, а отвечаю за одно и на другие претензии ко мне по поводу гнезд за последнее время.

    По поводу уменьшения вреда никто не против, а даже «за». И ты правильно говоришь, каждый сам в силах оценить степень риска для гнезда. Но с учетом своего и чужого опыта, а не домыслов. Гнездо сойки тому пример – моментально формируются всевозможные душераздирающие сценарии.

    По поводу точек на сайте ты заблуждаешься. Продаются не только балобаны и шахины. Райскую мухоловку, к примеру, тебе тоже легко привезут. Расписнушку, красношейку, чечевиц, вьюрков и пр... Только с неправильными точками сразу же теряется их назначение на сайте.

    Зы. Никаких обид, только своя точка зрения.


    2014-06-15. Нукусбеков Малик:

    У меня в огороде гнездилась иволга,гнездо находится над тропинкой,который мы часто ходим по своим хозяйственным делам.70% из 100-птица слетает из гнезда когда я иду по этой тропинкой.Я специально наблюдал.
    Вопрос: Кам нам бЫт......???


    2014-06-15. Олег Белялов:

    Варианта только два - продолжить или перестать ходить по хозяйственным делам. Последнее предпочтительнее для иволги.


    2014-06-16. Нукусбеков Малик:

    Если выберу первый вариант,страдает иволга,а вторую будут страдать моя семя.
    Как мне быт...???


    2014-06-16. Федоренко Василий:

    Нет, есть ещё третий - перевесить гнездо :)

    А вообще, вариант один - наблюдать. Если птице страшно, она бросит гнездо и построит новое. Хотя, чем она думала, когда строила его несколько дней? А если не бросит, значит для кладки не критичны её слёты.


    2014-06-16. Исабеков Аскар:

    Анатолий Федорович Ковшарь рассказывал, что на последней орнитологической конференции был доклад на тему этического отношения к птицам. Просьба - может быть у кого-то есть этот доклад. Наверное, было бы полезно его почитать. Полагаю, что это не просто нравоучения.


    2014-06-16. Махнина Александра:

    Санжар, большое спасибо за твоё беспокойство и активное участие по защите нашей природы в целом! И за открытие этой темы. Важно говорить и дискутировать об этом. Ведь, как известно, этот сайт читают не только участники сайта. Я знаю, что его читают и дети с родителями.

    За год моего участия на этом сайте, у меня сложилось впечатление, что есть неформальный "кодекс этики" у участников сайта. Основной пункт кодекса - это не беспокоить птиц во время наблюдений и фотоохоты за ними.

    По моим наблюдениям за участниками сайта )), основной косяк участников составляют орнитологи со стажем. И когда они, простите, лезут в гнёзда (вроде только они и лазают по гнёздам), у меня не возникает чувство беспокойства за гнёзда. Потому что, я уверена, они знают повадки данной птицы и продумывают свои действия и их последствия с учётом одной потенциальной, но редкой жертвой для науки.

    Другие же участники - не орнитологи, но также любящие птиц люди. Видно, что и они думающие люди и аккуратно (помня о кодексе) наблюдают и изучают птиц. Слава Богу, среди всех нет таких, которые бездумно гоняются за фото-трофеями, руша всё ради них!

    Про себя скажу, я не орнитолог, люблю наблюдать и изучать птиц. За год я случайно обнаружила четыре гнезда: пустельги, трясогузки, неизвестной и зеленушки. В эти гнёзда я могу залезть, но не полезу. Потому что я понимаю, что лазая по этим или другим любым гнёздам, какой-либо вклад в науку я не принесу. Для науки есть орнитологи! Или лазить по гнёздам ради того, чтобы удивить мир своими фото ценой жизни потомства птиц?! Глупо и должно быть стыдно! А наблюдаю я за ними осторожно, на расстоянии, помня не только о том, чтобы не беспокоить птиц, но и том, чтобы не привлечь внимания к гнезду других людей (особенно в парках). Наверное, последнее можно отнести к очередному пункту кодекса. Любопытные люди могут кричать у гнезда, привлекать других людей, показывать пальцем на гнездо, а птицы же видят нас хорошо и видят смотрим мы на их гнездо или нет. Это уже элемент беспокойтсва птиц и причина покинутых гнёзд.

    Да, "кодекс этики" нужен, он есть и о нём нужно говорить, соблюдать и помнить.

    Я вот эти дни думала и решила пока не фотографировать птиц с использованием фотовспышки. Пока не научусь обходиться без неё.

    А может мухоловка покинула своё гнездо из-за плохой погоды? Может она поняла, во время очередного урагана этих дней, что то место для гнезда не подходит при сильных ветрах?


    2014-06-16. Махнина Александра:

    Малик, если площадь позволяет, можно протоптать обходную тропинку?


    2014-06-16. Коршиков Леонид:

    Доклад этот назывался "Толерантная орнитология". Представлял его Галушин В.М. (в материалах конференции в соавторстве с Костиным А.Б.).
    В моем понимании (именно МОЁМ) суть доклада сводится к агитации переходить в своих исследованиях на толерантную орнитологию, что по мнению авторов сводится к следующему:"...- изучать птиц методами, обеспечивающими минимизацию "исследовательского пресса" (читай - процесса, ЛК) на их популяции и сообщества". Ну и после нескончаемого бла-бла-бла..., как и следовало ожидать, появляется фраза - "Толерантная орнитология исходит из постулата - пустота в живой природе опаснее "белого пятна" в науке, и всецело подчиняется известному медецинскому и экологическому имперетиву: "не навреди!"". Но стоит отдать должное, авторы не "забывают" упомянуть и такой момент: "...цель-максимум толерантной орнитологии - полностью исключить негативное влияние исследований на популяционные показатели изучаемых видов - в настоящее время недостижима, поскольку может оставить "за бортом" изысканий многие важные зоологические и экологические аспекты. Она в принципе неприложима, например, к исследованиям систематики, морфологии и анатомии птиц, в области фаунистики и оологии..."
    Как-то так... После прослушивания этого доклада, честно говоря, а больше даже после знакомства и бесед с молодым поколением орнитологов, прележно следующих курсу толерантной орнитологии (правда в своем, во много раз искаженном варианте), стало как-то не по себе... Но это лишь сугубо мое мнение.
    Всем же интересующимся вопросом этической составляющей изучения птиц и наблюдений за ними очень рекомендую зайти в блог Константина Михайлова в ЖЖ и перечитать не только посты, но и все комментарии к ним (там, кстати, много и о природной фотографии).


    2014-06-16. Махнина Александра:

    В нашей свободной стране ЖЖ не доступен (


    2014-06-16. Коршиков Леонид:

    Официально - да, ЖЖ в Казахстане заблокирован. Но, насколько мне известно, давно уже научились обходить этот запрет:-))) Научить вас как это делать не могу, но если вы обратитесь к одному из участников сайта - Беляеву Ивану (по электронке, узнав адрес у Аскара), то, надеюсь, он все расскажет. Может быть кто и из более близких товарищей подскажет...


    2014-06-16. Дякин Геннадий:

    Друзья, по поводу вреда от бердвочеров в нашей стране в этом обсуждении сильно все преувеличено. Еще совсем недавно в орнитологии в научных целях делались массовые коллекции тушек птиц и сборы яиц для оологических коллекций и ни у кого это не вызывало беспокойства. Сейчас же в нашей стране в каждом регионе буквально считаные единицы бердвочеров и поднимается паника не вредят ли они и по каждому брошеному гнезду предположение а не из-за бердвочеров ли это произошло. И тут есть 2 момента. Первое - в свое время я работал орнитологом, мы осматривали десятки и даже сотни гнезд, и очень редко когда гнезда гибли по нашей вине. Причем нужно понять, что осматривали - это снимали размеры с гнезд, делали их зарисовку, измеряли яйца и т.д., т.е. непосредственно лазали в гнезда и находились возле них достаточно долго. И особого вреда не было. А тут посмотрели гнездо и ушли, а потом переживаем, что оно пропало, и занимаемся самобичеванием, что по нашей вине. Второе - у открытогнездящихся птиц бывает очень низкий процент успешного гнездования, у некоторых гибнет без вмешательства человека до 80%. Так зачем каждое погибшее гнездо принимать на свой счет? Их и без нас гибнет немало.
    Нет, я не хочу сказать, что об этом совсем задумываться не надо. Надо. Но не надо преувеличивать. Конечно надо соблюдать ряд предосторожностей, к примеру если птица долго беспокоится у кладки и не садится, то лучше уйти, что бы яйца не застыли. Но эти предосторожности должны быть разумными. И это не значит, что нужно совсем перестать снимать гнезда.
    Кстати, по поводу отсутствия научной ценности снимков бердвочеров. У кого запросили фото гнезда дрофы для очень даже научной книжки? У Малика, который совсем не орнитолог. А ведь он уже нашел немало гнезд стрепетов и дроф и потом наблюдал за ними, причем ни одно гнездо не погибло по его вине.
    Пример Малайзии не удачен. Там круглый год масса иностранных фото-бердвочеров, которые стремятся заполучить нужные снимки любой ценой. И гиды ради чаевых готовы на все. У нас же местных бердвочеров пока совсем мало и все они осознают, что нужно быть бережными. А иностранных сопровождают в основном профессиональные орнитологи, которые сами следят за мерами предосторожности. Да и иностранных фотобердвочеров мало, в основном кто рад просто посмотреть издалека.
    Так что давайте не будем заниматься самобичеванием, не будем осуждать себя за фотографированием у гнезд, а просто будем подходить к этому разумно.


    2014-06-16. Леон Ортлиб:

    >Санжар ты молодец!
    Правильно поднял тему. Поддерживаю!

    В последнее время идет катастрофическое уничтожение планеты, и если египтянам, грекам итд можно гадить на планете, то и нам можно. Это не пример и не аргумент для нормальных людей.

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2171931/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2172427&prev_photo_id=2171226

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2172427/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2173131&prev_photo_id=2171931

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2173467/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2174672&prev_photo_id=2173131

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2174672/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2175692&prev_photo_id=2173467

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2175692/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2177438&prev_photo_id=2174672


    http://club.foto.ru/gallery/photos/2177438/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2198150&prev_photo_id=2175692

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2198150/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2199376&prev_photo_id=2177438

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2199376/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2200500&prev_photo_id=2198150

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2200500/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2201649&prev_photo_id=2199376

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2201649/?&author_id=87270&sort=date&next_photo_id=2202353&prev_photo_id=2200500

    http://club.foto.ru/gallery/photos/2202353/?&author_id=87270&sort=date&prev_photo_id=2201649

    Геннадий, я удивляюсь вам. Вы как просвященный человек, орнитолог, должны впереди всех идти на защиту тех птиц. А те аргументы типа все мусорят и мне немножко можно, вам совершенно не к лицу!!!
    И нам обоим люди типа того Миттерана (из предпоследней ссылки) не в пример!!!

    Между прочим, в Германии фото гнезд редких птиц дозволено снимать только с дозвола министерства охраны природы. Дозвол порой надо ждать месяцы!!

    Что неужели в Казахстане нет редких птиц?
    Если бы речь шла о воробьях, то я бы может еще согласился. Но ведь речь идет в первую очередь о редких! Воробьиные гнезда никого не интересуют!

    Считаю, не правильным указывать места гнезд, и делать фото яиц. Тем более редких!


    2014-06-16. Дякин Геннадий:

    Леон, я и не говорю, что можно относиться наплевательски и пренебрегать гибелью гнезд. Я говорю о том, что относясь к этому осторожно можно свести шансы гибели к минимуму.
    А в случае гибели не нужно всегда корить наблюдателя. Вот тот же пример с гнездом райской мухоловки. Олег с Викой снимали строящееся гнездо и птицы продолжали строить, значит это их не сильно беспокоило. А потом гнездо оказалось брошенным. Была бы там кладка, опять стали бы говорить, ах фотографы навели на гнездо ворон. Но тут то гнездо было пустое, значит хищники его не разоряли. А раз птицы строили при фотографах, значит фотографы не могли быть причиной. Так почему опять это брошенное гнездо начали связывать с тем что его фотографировали?
    Да есть немало примеров, когда из-за фотографов действительно гибли гнезда и целые колонии. Именно поэтому нужно относиться вдумчиво, что бы не навредить. Но это не значит, что нужно совсем от этого отказаться.
    А по поводу координат гнезд, по-моему я же и был первый, кто обратился ко всем на этом сайте, что не нужно точно выставлять точки гнезд редких птиц.


    2014-06-16. Леон Ортлиб:

    Геннадий,
    я думаю что орни должны идти впереди планеты всей.
    Человек же такое существо, типа, что я? Вредят другие! Я осторожно! итд. С такими оговорками. Дело в том, что вы своего рода учителя для других, у которых планка еще ниже!

    Вы безусловно ту историю знаете, как фламинго бросили свою колонию, после посещения казахстанскими орнитологами.

    Я как-то рассказывал, что работал в горах Тянь-Шаня (сегодня то Алматинская обл) лесничим. Говорю вам честно, попались бы мне в те времена такие яйце-бирдвотчеры, то составил бы акт, и отдал бы дело в суд и спал бы при этом спокойно с чувством выполненного долга. Не знаю, как там в современной обстановке власти на эти вещи смотрят, но думаю в Германии не только на тех яйце-бирдвотчеоров лазающих по гнездам, но и на сайт распространяющий инфо о кладках и фото кладок редких птицах было б много желающих подать в суд.

    Мне рассказывали, что в Германии один чудак фотоохотник устроился в палатке в заказнике у гнезда варакушки и фотографировал. По мобильному вызвали полицию и оштрафовали на 400 евро!

    Да, маразмы свои. Штрафы такие что убить охотнику варакушку дешевле будет.. Фермеры скосят луг и уничтожат пестицидами итд. значительно больше птиц погибнет!
    Безумный мир, факт! И Европа пусть не будет в пример, а Казахстан! С бережным отношением к драгоценностям животного мира.


    2014-06-17. Коваленко Андрей:

    Леон, я так понял, что вы агитируете нас выбросить фотокамеры и стать охотниками...? Зато законно... Мне кажется, в стремлении к добру нужно соизмерять степень всего... Европейская модель, основанная на запретах, в наших условиях бессмыссленна. Им приходится идти на это ввиду многочисленности фотографов. У нас обратная ситуация плюс отсутствие возможности контроля. Не нужно все копировать бездумно...


    2014-06-17. Леон Ортлиб:

    Андрей,
    я думаю вы прекрасно поняли о чем речь. Никто не агитирует стать охотником, или копировать маразмы Европы, о которых достаточно много в ссылках, и есть еще больше на моих страницах..
    Я защищал природу Казахстана с оружием в руках. (и порой с риском для жизни). Когда-то я перестал в том видеть смысл. Но не о том. И теперь я должен призывать брать оружие чтоб уничтожать что мне было дорого? Или я продолжаю защищать редких животных Казахстана?

    Дело в том, что гнезда воробьев, грачей, сорок, ворон никого не интересует.
    О ком идет речь? О редких. И согласитесь, что последняя "небесная" сотня ичезающих птиц Европы, или последняя сотня Казахстана одинаково ценны.

    Да, я допускаю, что при необходимости к гнездам редких птиц может подойти профессиональный орнитолог, сделать фото, возможно окольцевать, но на этом и все! Типа как к роженнице доступ акушера, врача. Никто не возмущается, все с пониманием к тому относятся.

    Да и кольцевание в частности орлов вызывает у меня недоумение. Толку от того не много. Возврат колец ничтожен. Это по скольким гнездам нужно облазить и перекольцевать чтоб одно кольцо возврата получить? И только с местом смерти. Ведь один меченный орел со спутниковой связью даст больше инфы.

    При том сколько линий электропередач несоответствующих Гостам- линий убийц, тех сетей которые снимают свою дань с тех же редких орлов. Может лучше в ту сторону направить свое рвение орнитологам?

    Этот отличный сайт дает возможность общаться единомышленникам, но считаю, и имеет возможность улучшиться. (имею ввиду вышесказанное) ИМХО...

    Никоим образом не хотел никого обижать, но подкинуть пару мыслей для размышления, может будет полезным.


    2014-06-18. Коваленко Андрей:

    Да, это все понятно. Но я думаю, что наши фотографы птиц - достаточно разумные люди, которые в целом пока не замечены в таких вещах, как описывал Санжар в некоторых странах... Тем не менее и у нас, хоть и чрезвычайно редко, но все же народ нет нет, да и переступает грань в азарте фотографирования. Не будем указывать пальцем на кого либо. Я думаю, что все сами все понимают. И то, что такая мысль была высказана для размышления - правильно. Но я думаю, что все мы эту мысль правильно воспримем и будем стараться придерживаться этих правил.


    2014-06-18. Леон Ортлиб:

    Андрей,
    Спасибо за понимание!
    Если тот разговор на кого-то повлияет, и таким образом хотя бы одно гнездо редких птиц спасло, я был бы очень доволен!

    И еще. В отношении пластикового мусора. Попробуйте в следующий раз, когда вы с компанией в пути и если кто выбросит что из машины через окно, вернуться, и дайте ему его мусор ему назад, объяснив что свинячить и в природе нельзя. Вы увидите как тот человек изменится, и люди вокруг него тоже. Такая школа запомнится.

    Когда я езжу в командировки по работе по СНГ, то теперь в моем присутствии больше никто не выбрасывают в окно, но собирают в пакет для мусора в машине, и избавляются должным образом. И стало известно мне, что то повлияло и на их окружение!

    Поверьте, все казахстанцы в Германии приучились быстро к порядку. И гости тоже.

    И когда-нибудь вы будете водить иностранцев, и покажите всем голландцам, немцам итп, что из самой дикой пустыни везут мусор назад, в город. И то есть культура, да, и в Казахстане!

    Весной был в Киргизии. Там мои друзья рассказывали, что они ездят отдыхать в одно классное место, где въезд по пропускам, и стоит денег.
    Так когда они после отдыха, одели перчатки и собрали пару мешков чужого мусора, и выезжали, то удивили лесника. Теперь для них въезд бесплатный и по традиции они вывозят чужой мусор из леса после отдыха.
    И мне еще можно учиться..

    Но эта школа заставляет задуматься и других. Даже если чужой мусор не возьмут, но уже сами сорить не станут.

    Сам я имею другую фишку.. Собираю косточки, семена ценных плодово-ягодных культур, желуди итп, ношу в кармане, и сею (сажу тоже) там где я брожу.. Ищу на мой взгляд подходящее место. Нехай растет! Пользу даст птицам, людям.. Но это во мне видимо призвание сидит..


    2014-06-18. Панов Андрей:

    мое мнение здесь нет вины ни фотографов ни орнитологов. У раек есть такое они могут оставить стройку и начать строить новое в метрах пяти шести от предыдущего хотя их никто не беспокоил а на юге райкам пофигу люди. Они делают гнезда на против окон и успешно выводят это я про беркару. Это мои личные наблюдения



    кодовое слово

    * все поля обязательны для заполнения

    календарь

    2026

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2025

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2024

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2023

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2022

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2021

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2020

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2019

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2018

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2017

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2016

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2015

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2014

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2013

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2012

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2011

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2010

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2009

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2008

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2007

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2006

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    2005

    янв фев мар апр
    май июн июл авг
    сен окт ноя дек

    редкие встречи и находки


    Дупель (Gallinago media)

    © Василий Бастаев
    2026-05-08

    Вторая находка редкого пролетного вида за сезон.


    Дупель (Gallinago media)

    © Канатбек Кенжегулов
    2026-04-14

    Редкий пролётный вид в Казахстане. Последняя фоторегистрация в Казахстане была произведена 21 апреля 2022 г. в Сузакском районе Туркестанской обл. (Martin Grienenberger, см. галерею сайта). В Мангистауской области за последние десятилетия 21 века известно лишь две находки, подтверждённые фотоматериалами: 20–24 мая 2009 г. в районе Кендерли (Neve et al., 2010) и настоящее наблюдение.


    Крапивник (Troglodytes troglodytes)

    © Александр Федулин
    2026-03-30

    Новый вид для Тениз-Коргалжинского региона. Первое фотоподтверждение на сайте для территории Казахского мелкосопочника. Отмечен 28 и 30 марта в разных частях поселка.


    Снегирь (Pyrrhula pyrrhula)

    © Маргарита Давыдова
    2021-04-02

    Первая на сайте фоторегистрация снегиря в Алматы, в общем редкая встреча для региона, где прежде на зимовке отмечались в середине XX века и к нынешнему времени стали встречаться лишь изредка.

    еще редкости...

    неопределенные птицы


    2026-06-02

    Bassel Abi Jummaa: booted eagle (Hieraaetus pennatus)

    2026-06-02

    Bassel Abi Jummaa: Mostly a sedge warbler Anna . (Acro schoenobaenus )

    2026-06-02

    Bassel Abi Jummaa: OK great . Thanks Anna

    другие неопознанные птицы...